Анализ методической работы
школы-лицея № 62 г.Нур-Султан
За  2018-2019 учебный год
 
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы  в школе и ее роли  в процессе включения педагогического  коллектива в режим развития.
В 2018-2019 учебном году коллектив школы продолжил работу над следующей методической темой: «Повышение эффективности образовательного процесса через непрерывное совершенствование профессионального уровня и  компетентности педагогов». 
Основание: Стратегия модернизации содержания общего образования и миссия школы, которая заключается в создании оптимальных условий для формирования высокоразвитой личности, готовой к самостоятельной творческой деятельности в различных сферах общественной жизни.
Цель – Способствовать созданию условий для совершенствования системы профессионально-личностного роста посредством повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Основные задачи методической работы на 2018-2019 были определены в результате проблемного анализа работы школы за предыдущий учебный год на августовском педсовете:
  Задачи:
 В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим   направлениям деятельности:
1) работа с кадрами
2) курсовая переподготовка
3) работа по менторингу в коллективе;
4) аттестация педагогических работников;
5) информационно-методическое обслуживание учителей;
6) работа с командой лидеров;
7) обновление методической оснащенности кабинетов школы;
8) работа с одаренными детьми;
9) работа с партнерскими школами №7,12,55,47
Реализация выше обозначенных задач и направлений была организованачерез сле­дующие формы методической работы:
-    тематические педсоветы;
-    заседания методического совета;
-    заседания методического объединения;
-    работа по самообразованию;
- посещение открытых уроков, анализ урока присутствующими на нем, самоанализ проведенного урока, взаимопосещение уроков и их анализ;
-    предметные недели;
-    педагогические мониторинги;
-  разработка методических рекомендаций, создание методической ко­пилки учителя;
-    научно - практическая конференция учащихся;
-   профессиональные конкурсы;
-    индивидуальные консультации по вопросам МР;
-    обучение на курсах повышения квалификации;
-    аттестационная кампания.
С помощью этих традиционных форм организации методической работы осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие и т.д).
 Методическая служба  школы  старалась  создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. В  школе осуществляется поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.
Основные локальные акты , регламентирующие методическую работу:
 1. Положение о методическом объединении учителей.
 2. Положение о методическом кабинете.
 3. Положение о методическом совете школы.
 4. Положение о научном обществе учащихся.
 5. Положение о школьной предметной неделе.
 6.Положение о предметной олимпиаде для учащихся ШЛ № 62.
 7.Положение о внеурочных мероприятиях.
 8. Положение о педагогическом совете школы.
 9. Положение о методической службе школы.
Состояние работы с педагогическими кадрами
В школе работают высокообразованные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты, обладающие профессиональным мастерством.
Общее число педагогических работников школы - 144
Учителей, ведущих уроки - 142
Руководящих работников -  9
Совместителей -12
 

Количество педагогов

Характеристика

по образованию

Характеристика

по возрасту

Характеристика

по стажу

142-126

ВП – 132      

 До 25-8

 до 3 лет - 12

 

СП – 10

 25-34-36

 от 3 до 8 лет - 27

 

 

  

35-44-37

 от 9 до 16 лет - 17

 

 

 

 

 45-54-28

 

от 17 до 20лет - 18

 

 

55-64-33

Свыше 20 лет-68

 

 

 

Пенсионный возраст-23

 

 
Имеют квалификационные категории:
высшая квалификационная категория – 61
первая квалификационная категория –  28 
вторая квалификационная категория -   27
Б/К-26 
Курсовая переподготовка:
На начало года был составлен перспективный план по прохождению курсовой переподготовки.
Курсовую переподготовку  прошли  около 35 учителей  
Выводы:
Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя. Средний возраст педагогического коллектива - 45 лет. 100% педагогов обладает «рабочим» ресурсом  в сфере современных информационных технологий, т.е. на уровне пользователя знают компьютер   и умеют с ним работать, коллектив способен осваивать высокотехнологичные процессы обучения. 
Школа укомплектована педагогическими кадрами, но в связи с переходом на обновленное содержание необходимость в кадрах существует. Постоянно повышается уровень квалификации членов педагогического коллектива. За год повышение квалификации прошли 40 учителей .
Тематические педсоветы (2018-2019 уч. год)
В первом полугодии 2018-2019 учебном году было проведено 5 тематических педсоветов.
На данных педсоветах были рассмотрены вопросы касающиеся методической работы.
(заместитель директора НМР Арыстанова С.Ж.)
Все заседания педсоветов несут конкретную информацию о выполнении принятых решений, что делает работу более эффективной качественной: анализируется поднятая на педсовете проблема, дается  оценка работы, вносятся коррективы в план МО, учебной и воспитательной  работы.
Малые и предварительные педсоветы проходили в соответствии с планами ВШК. Главная цель - выявление, обсуждение и решение текущих проблем, связанных с предупреждением неуспешности, внедрением личностно ориентированного подхода и комфортности в обучении.  
Была введена новая форма учета включенности педагогов в методическую работу: карта методической активности педагогов.  В рабочем порядке по плану ВШК посещались уроки учителей. Итоги контроля подводились на педагоги­ческих советах и совещаниях при директоре.
Анализ работы методического совета
Методическая работа школы в 2018-2019 строилась в соответ­ствии с планом работы методического совета.
Приоритетные направления в работе методического совета:
создание условий для повышения эффективности и качества учебно-образовательного процесса;
- совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин;
- изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий с целью повышения качества знаний  учащихся, повышения учебной мотивации учащихся, развития познавательного интереса;
- изучение и распространение передового педагогического опыта.
В течение года было проведено 5 заседаний  методического совета. В план работы были включены:
МС №1   28августа
Знакомство с ГОСО РК, Инструктивным письмом на 2018-2019 учебный год (заместитель директора по НМР).
Рассмотрение нормативно-правовых документов школы-лицея  (Положения, схемы, режим работы, циклограммы и т.д. Арыстанова С.Ж.)..
Утверждение МО и председателей МО.
Утверждение Рабочего учебного плана школы-лицея ( Жанайдарова А.К.).
Требования в ведению календарно-тематического планирования и к графику проверочных работ (Арыстанова С.Ж.).
Итоги повышения квалификации учителей по новой аттестации
МС № 2   сентября
Утверждение КТП, утверждение графика проверочных работ, АКР, СОР,СОЧ (руководители МО, зам по УМР).
Утверждение планов ШМО с анализом (председатели МО,  замдиректора по НМР).
Программа «Одаренные дети».
Педагогические конкурсы, участие учителей.
МС № 3   9ноября
Работа с вновь прибывшими, молодыми и аттестуемыми учителями (заместители директора).
Итоги мониторинга учебного процесса по предметам за I четверть.
Итоги работы с одаренными детьми, создание банка одаренных детей.
Городской фестиваль инновационных педагогических идей.
Рассмотрение работ на защиту авторских программ.
МС № 4   11 января
Результативность методической работы школы за I полугодие.
Итоги мониторинга учебного процесса по предметам за I полугодие.
Итоги работы с одаренными детьми.
Промежуточный контроль вновь прибывших, молодых учителей и аттестуемых учителей.
Контроль за работой МО
Возврат к ранее принятым решениям.
МС № 5   26 марта
Подготовка к экзаменам. Утверждение экзаменационного материала.
Итоги участия учащихся школы в интеллектуальных мероприятиях.
Итоги работы молодых учителей, вновь прибывших и аттестуемых.
Итоги работы с одаренными детьми, реализация программы «Одаренные дети».
МС № 6   28 мая 
Итоги работы курсов сверх ГОСО.
Итоги участия учителей в профессиональных конкурсах.
Экспертная оценка методической работы школы за II полугодие.
Итоги мониторинга учебного процесса по предметам  за IV четверть‚ год.
Организация летней предметной школы.
Рассмотрение работ на защиту авторских программ.
Итоги повышения квалификации учителей.
Возврат к ранее принятым решениям.
Возврат к ранее принятым решениям.
На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителей-предметников над повышением качества ЗУН учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении, работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией. Решение многих вопросов делегировалось руководителям  ШМО учителей-предметников и самим методическим объединениям, которые практически решали поставленные перед ними задачи. Работа МС основывалась на общей воспитательно-образовательной цели школы, состоящей в развитии личности ученика и учителя. Указанная цель конкретизировалась в темах ШМО.
В течение учебного года членами МС проведена работа, направленная на внедрение в практику преподавания современных технологий и методик по программе уровневых курсов  и курсов по обновлению содержания.
Важным направлением работы МС является постоянное совершенство­вание педагогического мастерства учителей.    Методический совет школы от­слеживает обучение учителей на курсах, оказывает методическую и практиче­скую помощь учителям, подавшим заявление на аттестацию, принимая непо­средственное участие в экспертной деятельности по оценке профессионализма учителей.
Анализ работы школьных методических объединений
Главным звеном методической работы в школе является методическое объединение  учителей предметников. В школе работают 16  методических объединений:
– МО учителей предметников;
– МО классных руководителей;
– МО учителей начальных классов;
Следует отметить, что особое внимание в работе уделяется прохождению программного материала, способности учителей к осуществлению инновационных процессов, интеллектуальная активность учащихся, участие и результаты в олимпиадах, конкурсах различного уровняпозитивные (негативные) тенденции, развитие личности и проблемы здоровья школьника.
Заключение:
–следует отметить более заинтересованное отношение и участие учителей в этом учебном году (увеличилось участие в работе и, как следствие, более высокий рейтинг результатов олимпиад и мероприятий);
– на заседаниях решаются, в основном, вопросы, связанные с преподаванием предмета и недостаточно обсуждаются проблемы в сочетании с психологией и воспиние. Все  методические  объединения  работали  удовлетворительно, каждым  из  них проведено  4-5 заседаний на  которых  рассматривались  как  теоретические вопросы, так  и  практические, связанные  с  темой  школы, с  практикой обучения  и  воспитания  школьников.   На  заседаниях  МО обсуждались  вопросы  взаимопосещения  уроков, проводились  обзоры  новинок методической  литературы, заслушивались  творческие отчёты  учителей  по  работе  над методической  темой.
Выводы:
1. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед МО.
2. Заседания тщательно подготовлены и продуманы. Выступления и выводы основываются на анализе, практических результатах, позволяющих сделать серьезные обобщения.
3. Цели  и  задачи  работы  всех  методических  объединений  школы  были  тесно 
связаны  с  решением  общешкольной  проблемы.
4. Руководители МО и учителя предметники осуществляют систему взаимопосещения уроков.
Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков  и отбор необходимых форм и методов, применяемых  учителями на уроке.
В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные и инновационные технологии. Уроки преподаются по обновленной программе преподавания.
Каждый учитель работал над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях методического объединения, семинарах, педсоветах.
Если говорить об умении учителей определять цели своей работы, то не­обходимо отметить, что практически все владеют этими навыками. Ведь не умея определять цели, невозможно планировать работу, использование форм и методов, направленных на реализацию этих целей.
Ставя цели перед собой, учителя определяли и методы, формы и приемы их реализации:
  1. Индивидуальный подход.
  2. Уровневая дифференциация.
  3. Эффективное использование школьного компонента.
  4. Использование дополнительной занимательной литературы.
  5. Использование нетрадиционных методик.                                               
  6. Использование нестандартных методов обучения.                                 
  7. Уроки разных типов
  8. Коллективные способы обучения.
  9. Игровые технологии.                                                                                 
  10. Технологии критического мышления.                                                     
  11. Использование компьютерных технологий
  12. Использование ТСО.
  13. Использование проектной методики.
  14. Создание ситуации успеха.
  15. Взаимодействие с родителями.
  16. Использование творческих способностей учащихся.             
Анализируя причины, мешающие достичь поставленных целей, связанные с невозможностью полной их реализации учителя называют следующие причины и работают над их устранением:
- низкая учебная мотивация учащихся;
- низкий общий уровень развития учащихся;
- невозможность найти индивидуальный подход к конкретному учаще­муся;
- неумение, нежелание учащегося услышать учителя, пойти навстречу;
- невладение дисциплиной на уроке;
- отсутствие каких-то определенных конкретных навыков у учащихся;
- отсутствие занимательных материалов по предмету;
- отсутствие навыка самостоятельной работы при выполнении домашней работы;
- недостаточно активная работа с родителями.
Многие причины могут быть устранены при заинтересованности их устра­нить самого учителя, не ожидающего, что кто-то за него это сделает.

Аттестация педагогических работников:

Работа с аттестующимися учителями проводится согласно плану. В сентябре была создана экспертная комиссия . За каждым аттестующимся учителем закреплен эксперт, который оказываем методическую помощь аттестуемому  учителю.

На 2018-2019 учебный год заявление на подтверждение и повышение квалификационной категории подали 68 учителей. Аттестация проходила в два этапа:

По результатам 2018-2019 года, по новым квалификационным требованиям повысили свою категорию 43учителя- это составляет 30% от всего коллектива.

На педагога-мастера-6, исследователя-8,эксперта-24,модератора-5. В этом 2019 году на повышение категории заявили 21 учитель.

Работа ведущей школы с партнерскими школами №7,55,47,12

В школе  работает  сетевое сообщество «Толагай ». В сетевое сообщество вошли все учителя нашего лицея, а также учителя партнерских школ. В 2018- ­2019 учебном году Управление образования г.Астаны определила нашу школу партнерской по направлению кластера «Критериальное оценивание». Координатором является учитель 2 уровня Тургамбекова А.Б.

Определены  формы взаимодействия ведущей  школы с партнерскими школами

Согласно этому  разработан план работы профессионального  сообщества обучающихся учителей  на один год (прил.№1), целью которого является обеспечение сотрудничества сертифицированных учителей и педагогических работников школы для преобразования практики преподавания. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Организовать работу по оказанию коучинга и менторинга педагогам школы; 2.Создать образовательную среду, способствующую формированию у учащихся  готовности к активному и успешному функционированию в 21 веке. Темой исследования сетевого профессионального сообщества педагогов является  «Внедрение критериального оценивания». Тема является актуальной, так как в настоящее время личность учителя играет решающую роль в реформировании системы образования. Для реализации поставленных цели и задач приказом по школе были созданы команда развития и группы по проведению уроков с подходом LS.  

По итогам года проведен городской семинар с участием всех партнерских школ. На семинаре была представлена методическая выставка «От идеи до результата», на которой учителя представили свои наработки за весь учебный год: материалы сборников СОР иСОЧ, материалы коучингов, открытых уроков, листы обратной связи и т.д. По итогам  семинара прведена рефлексия, грамотами ЦМО награждены учителя принявшие участие в программе семинара

Организация  менторинга :

С начала нового  учебного года ведется планомерная , целенаправленная работа с молодыми специалистами (менти).

Руководителем этого процесса является учитель 2 уровня Амирканова Т.Т. Процесс менторинга охватывает  12 молодых специалиста, а также всех вновь прибывших учителей и учителей нуждающихся в менторстве .Составлен план работы. С  менти проводятся заседания, круглые столы, коучинги. В апреле месяце проведена декада молодых педагогов.

Выводы: Необходимо систематически отслеживать данный процесс, активизировать работу

молодых специалистов , посредством вовлечения менти,  для участия в различных мероприятиях.

Результаты исследовательской деятельности научного общества «Жас талап»:

В целях выявления интеллектуально одаренных детей, раскрытия творческих способностей учащихся, повышения мотивации к занятию исследовательской деятельностью в школе действует  научное общество «Жас талап».  2018- 2019 учебном году НОУ были определены следующие задачи:

1) создание условий для самореализации учащихся, расширение их кругозора в различных областях науки, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся;

2) вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры, интеллекта;

3) выявление познавательных интересов учащихся по школьному курсу интересующих их учебных предметов;

4) ознакомление учащихся с достижениями современной науки и техники. 

Деятельность НОУ «Жас талап» регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ, Положение о проведении школьной научно-практической конференции. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность учащихся организуется по секциям по трем основным направлениям:

1)  Естественнонаучное – экология, биология, география, демография,  физиология растений, физиология человека и животных, медицина, биоэкология.

2)  Гуманитарное – лингвистика, литература, историческое краеведение, история, общество, литературное краеведение.

3)  Физико-математическое  –  теоретическая и прикладная физика и математика. 

Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных  секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, исследования. Среди форм организации деятельности членов  НОУ можно выделить групповые и индивидуальные. Выбор тем исследовательских работ основывается на их актуальности, познавательных интересах и возможностей учащихся.

Члены общества могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. По итогам работы над индивидуальными исследовательскими темами учащиеся представляют творческие отчеты за конкретный период.

 
 
Скрыть